+7 (495) 290 35 88
&

Это интересно



И опыт, сын ошибок трудных… Или несколько слов о формировании дизайнера как специалиста высокого уровня

Автор: Директор текстильной компании Ирина Козина

Говорят, что у каждого хорошего врача есть свое небольшое (а, порой, и большое) кладбище. Такая же закономерность действует и во всех остальных областях человеческой деятельности. К счастью, во всех остальных областях, кроме руководства войсками во время боевых действий и руководства государством (даже в мирное время), последствия приобретения опыта менее плачевные.

Из каких основных составляющих складывается творческая человеческая личность? Как выявляются и воспитываются талантливые художники, музыканты, руководители, дизайнеры?

До того, как перейти к первому этапу – профессиональному обучению – необходимо определить склонности человека, его предрасположенность к тому, чтобы заниматься тем или иным родом деятельности. Они выявляются на физическом и психологическом уровне. Есть определенные физические ограничения – человек, страдающий бренностью, никогда не станет даже рядовым поваром, дальтоник – дизайнером по цветовым решениям. Эти ограничения очевидны, и ни у кого не вызывают сомнения. Другой аспект – психологическая предрасположенность к определенным видам деятельности. Поскольку сейчас существует множество тестов, помогающих определить склонности человека, этот вопрос тоже решаем.

Такого рода исследования целесообразно производить в детском возрасте, когда еще только планируется профессиональная ориентация ребенка. А спрашивать малыша, кем он хочет стать – дело малопродуктивное, ведь желания его подвержены воздействию моды и окружающей среды. Мало того, психологический портрет человека может изменяться с возрастом. И здесь на помощь психологии приходит астрология, которую так высоко ценил Карл Густав Юнг. Он утверждал, что она – старшая сестра психологии. Так, человек с пораженной Венерой в натальном гороскопе никогда не сможет, к примеру, стать классным дизайнером по текстильным интерьерам, как бы и сколько бы он не учился. Сносным, в редких случаях – неплохим. Но никак не выдающимся. Таким, как герой фильма «Господин оформитель».

Первый этап – это, безусловно, профессиональное обучение. Перефразируя классика марксизма, отметим, что «специалистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которое выработало человечество». Бесполезно пытаться сыграть на фортепиано концерт, если ты не знаешь нот. Максимум – чижик-пыжик или собачий вальс. Это - уровень образования, который дает общеобразовательная школа. То, что доступно всем или большинству. Крайне редки случаи гениальности, проявляемые людьми, профессионально необразованными. Такие исключения только подтверждают общее правило. В данной статье мы не будем касаться случаев явной гениальности, поскольку они вообще в комментариях не нуждаются.

Таким образом, хорошим специалистом становится тот, кто развил заложенные в нем склонности с помощью профессионального обучения. Но, как писал Прутков, специалист подобен флюсу, и полнота его односторонняя…. Итак, этап подготовки специалиста на первый взгляд завершен. Однако это не так. Да, человека, склонного к определенной специальности, обучили теоретическим вопросам. Даже показали, как и что можно делать. Но следующий этап – это выработка умения пользоваться полученными знаниями. Вот здесь и начинается период приобретения практического опыта. Знания-то есть, но как их применить? Ошибки - свои собственные - позволяют через какой-то промежуток времени приобрести способность использовать имеющиеся знания. Так вырабатывается умение, но до совершенства еще далеко. Каждый раз, выполняя какую-нибудь работу, специалист задумывается, как осуществить то или иное действие. И только после десятков и сотен повторений вырабатывается способность выполнять действие без непосредственного контроля рассудка. Наглядный пример – езда не велосипеде. Первое время учащийся озабочен удержанием равновесия, поворотами руля с целью избежать встречи с препятствием. Наконец, в результате практики и тренировок, он уже может нормально двигаться и даже посматривать по сторонам - умение перешло в навык.

Большинство людей на этом этапе и останавливаются. В народе таких специалистов называют ремесленниками. Это - ничуть не оскорбительное слово, поскольку ремесленник – это тот, кто качественно выполняет какую-либо работу, например, пошив штор. Очень аккуратно, стежок к стежку, но, не привнося ничего нового. То есть, по канону, по чертежу, по разработанному проекту шьются шторы.

Но именно этот этап – когда человек освоил знания, умения и приобрел навыки – стартовый для человека творческого. Выполняя работу, (подбирая электрические карнизы и ткани), он начинает задумываться, как и что можно сделать лучше. Он знает свойства материала, с которым работает, следит за современными тенденциями моды, посещает салоны и выставки, выписывает каталоги по специальности…. И начинает творить. Именно здесь начинается искусство.

Если сложить весь период обучения, то получается, что творить человек начинает лет с 35, но и здесь повторяется тот же процесс – в творчестве тоже: сперва знания, а потом - умения, а потом - навыки.

К примеру, когда вы хотите оформить интерьер жилища качественными обоями из ткани и гармонирующими с ними шторами, то есть вам нужен дизайн штор, вы приглашаете «опытного специалиста-дизайнера» - как было заявлено в рекламе фирмы. Таких фирм в Москве немало. И к вам приходит 22-25 летний «опытный специалист», в лучшем случае имеющий за спиной институт или абрамцевское училище. А в худшем – какие-либо краткосрочные курсы по дизайну текстиля в интерьере, где его научили подбирать разве что ткани для штор плиссе. Вам очень повезет, если это будет настоящий ремесленник.

Кстати, предки неплохо знали все это. Поэтому, прежде, чем принять ученика в цех ремесленников, ему давали испытание. В результате - ученик должен был создать шедевр. И лишь тогда становился мастером. Очень многие претенденты не проходили это испытание и мастерами не становились…

Скажите, а вы много видели людей, которые создали шедевры?