Благодаря занавесу создается сценическая иллюзия и предварительная жанровая настройка зрителя к восприятию спектакля. Сценический занавес (одежда сцены) одновременно является и техническим устройством и декорацией.Торжественность, нарядность, величие – подобная атмосфера в концертном зале достигается именно благодаря занавесу. Сценические варианты могут быть помпезными и пышными, интригующими или изящными – все зависит от того, для каких целей служит зал. Сегодня мы поговорим об основных видах занавесов для сцен, составляющих их элементах, характеристиках и особенностях.
По способу раскрытия тканевые занавесы для сцены условно можно разделить на следующие типы:
- Подъемно-опускной – представляет вертикально перемещающееся полотно из тяжелой ткани (как правило, из бархата) с изображением живописно рисунка. Раскрытие занавеса данным способом дает величественное, грандиозное зрелище и определяет такой же возвышенно-торжественный лад всего спектакля.
- Раздвижной. Такой занавес при раскрытии собирается в складки и немного волочится по планшету, создавая, таким образом, индивидуальный рисунок раскрытия сцены. Даже незначительное изменение темпа или ритма движения этого занавеса приводит к новой эмоциональной окраске.
- Нераздвижной. Этот тип занавеса выполняет исключительно декоративную функцию. Так, к примеру, в кинотеатре обрамляется экран.
Сценический занавес состоит из множества элементов, каждый из которых имеет очень большое значение для формирования общего художественного стиля интерьера. Рассмотрим основные из них.
Главный занавес. Его функция заключается в создании определенного эмоционального настроя зрителей перед началом спектакля и в конце представления после завершения видеоряда. Главный занавес наиболее роскошно и богато задрапирован, он изготовляется из ткани, которая соответствует художественному стилю зала. Обычно, главный занавес открывается с помощью механического привода, обеспечивающего точное и плавное регулирование движущихся тяжелых полотнищ вдоль карниза для штор.
Антрактно-раздвижной занавес. Он состоит из двух частей, которые при синхронном закрытии образуют запах, составляющий, как правило, 70 см, обеспечивая тем самым максимально надежное закрытие сцены. Для пошива антрактно-раздвижного занавеса используется сценический бархат, спадающая роскошными, красивыми фалдами ткань. Управление им может осуществляться посредством ручного, электрического карниза, стационарного или дистанционного управления.Арлекин. Этот элемент занавеса является настоящей «изюминкой» одежды сцены. Он представляет собой короткое горизонтальное полотно, располагаемое перед главным занавесом. Как правило, арлекин является наиболее декорируемым элементом, который выполняется в том же стиле и с применением такой же ткани, что и антрактно-раздвижной занавес. Арлекины выполняются в самых разнообразных художественных стилях и дизайнах: от скромных и незатейливых до самых феерических моделей штор-плиссе. Они могут быть собраны в складку и задекорированы внизу бахромой, а могут оформляться кистями, галстуками, свагами, всевозможными драпировками и аппликациями – одним словом, для полета фантазии нет никаких ограничений.
Падуги. Падуги представляют собой полоску материи, расположенную в верхней части сцены, функциональное значение которой, кроме как в украшении, заключается еще и в маскировке осветительных приборов. Декорирование сцены падугами, их украшение орнаментами и установка – это целое искусство. Среди работников сцены даже есть такое высказывание: «сцена без падуг – все равно, что суп без соли». Ткани, используемые для них, обладают высоким уровнем износостойкости, мягкости, гибкости и драпируемости, что позволяет играть изгибами, делая на подугах ниспадающие фалды или создавать подобие римских штор.
Задник. Этот элемент одежды сцены выполняется в виде живописного тканого полотна, которое подвешивается в растянутом виде и располагается сзади всех других декораций. Кроме декорирующих функций, предназначение задника заключается в создании эффекта открытого пространства, поэтому он используется в качестве фона, преимущественно, для проектирования и освещения. Если задник применяется для закрытия экрана, то в этом случае рекомендуется применять плотную матовую ткань со сборками, если же для фона на торжественных мероприятиях - то лучше выполнить его из мягкой пластичной ткани по принципу французской или рулонной шторы.Кулисы. Они представлены в виде узких полотнищ, расположенных по двум сторонам сцены. Передвижение кулис служит средством для смены декораций. Ткань для них должна быть пластичной, мягкой и износостойкой, поскольку именно эти свойства позволяют создать в одежде сцены восхитительные вертикальные складки, подобные капителям древнегреческих колонн.
При выборе дизайна модели и вида ткани для пошива сценического занавеса учитывается назначение помещения, размеры сцены и общий стиль декора зала. После изготовления занавеса осуществляется монтаж отдельных его половинок, которые собираются и распускаются строго по своему участку сцены. Занавес подвешивают к кареткам, которые катаются по дороге как по рельсам. А к кареткам крепится трос, который и тянет занавес в одну или другую сторону, обеспечивая тем самым его открытие и закрытие. По окончанию монтажа, спустя время, возникает необходимость в профилактическом обслуживании одежды сцены. Поэтому для сценического занавеса применяется постгарантийное обслуживание, которое заключается в реставрации и ремонте данного изделия, а также в чистке и замене декоративных отделочных материалов.
Выполняя не только практические, но и эстетические функции, каждый занавес является великолепным интерьерным украшением и предметом шикарного текстильного оформления (дизайн штор).